ЕЭБЕ/Гагенау

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Гагенау (Hagenau) — город в Эльзасе. Привлекаемые привилегиями, предоставленными жителям Фридрихом Барбароссой, евреи поселились здесь вскоре после того, как Г. получил свою хартию как город (1164). Синагога Г. была реставрирована в 1252 г. В подтвердительной грамоте горожанам короля Рихарда (1262) сказано, между прочим, что евреи, его «Kammerknechte», должны служить только королевской Kammer и в согласии с королевской привилегией; никто не вправе заставлять евреев нести незаконные повинности. Вследствие отказа горожан подчиниться императору Карлу IV Иоанн из Лихтенберга вступил в город и конфисковал дома и синагогу евреев. Городское население, обедневшее в течение долгой междоусобной войны, со своей стороны, грабило евреев, подвергло их всевозможным преследованиям и наконец совершенно изгнало их (1346). Евреи, однако, скоро вернулись, обязуясь уплатить городские долги. После преследований 1349 года значительное число евреев из окрестностей скопилось в Г., вследствие чего король Сигизмунд, покровительствуя уже поселившимся евреям, запретил в 1436 году новым поселенцам покупать и нанимать дома. Несмотря на это, городской совет время от времени разрешал, когда возникали войны или беспорядки в стране, временное пребывание евреям — за соответствующее, конечно, вознаграждение. В 1561 г. совет запретил не живущим постоянно в Г. евреям посещать синагогу, a община письменно обязалась исполнять этот приказ под угрозой закрытия синагоги. Постоянных жителей-евреев было всего 6 семейств; в этом числе евреи могли жить вплоть до первой половины 17 в.; желавший поселиться по смерти одного из глав семейств вносил большую сумму денег; кроме ежегодных платежей императору и городскому совету, евреи платили также за право иметь синагогу и за каждое погребение. Гагенауский раввинский округ обнимает следующие общины: Дауендорф — 1372 жителей, 80 евреев; Гундерсгофен — 1500 жит., 70 евр.; Герлисгейм-на-Цорне (Herlisheim a. d. Zorn) — 2034 ж., 200 евр.; Мерцвейлер — 2114 ж., 265 евр.; Нидербронн (Niederbronn) — 3000 ж., 150 евр.; Обербронн — 1282 ж., 100 евр.; Оффендорф — 1300 ж., 55 евр.; Рейхсгофен — 2900 ж., 117 евр.; Швейггаузен — 1850 ж., 57 евр.; Вальк — 750 ж. 54 евр.; Вёрт (Wörth) — 1036 ж., 41 евр. Данные относятся к 1905 году, кроме двух последних общин (1903 г.). — Cp.: Aronius, Kegesten; Salfeld, Martyrologium; Scheid, Histoire des juifs de Hagenau, Rev. études juiv., 1885, II. [По J. E., VI, 139—140].

Гагенау под владычеством Франции. — Когда Эльзас по Вестфальскому миру 1648 г. перешел к Франции, в положении евреев наступило некоторое облегчение. В 1657 году король разрешил нескольким польским евреям поселиться в Г., причем за это право он с них не взыскал ничего. В том же году поставщик армии, Герсон, получил от губернатора право не только жить в Г., но и заниматься в городе и в близлежащих деревнях продажей разных товаров; вскоре и некоторые другие евреи добились того же, и за первые 30 лет господства Франции евр. население Г. возросло с 6 до 15 семейств. Во время беспорядков в Эльзасе, незадолго до Нимвегенского мира, в Г. нашло убежище значительное количество евреев; однако по успокоении страны они должны были оставить город (за исключением 5 лиц). Политика правительства возымела свое влияние и на муниципальную власть Гагенау, которая за известную плату стала предоставлять евреям право жить в городе, так что к 1695 г. в Г. насчитывалось уже 34 евр. семейства. Рост евр. населения, на первых порах значительно улучшивший финансовое положение Г., вскоре вызвал недовольство коммерсантов, и с 1721 года на ходатайства евреев ο поселении в Гагенау обычно получался резкий отказ. Евреи платили обыкновенный налог в размере 25 Reichsthaler в месяц; однако с конца 17 века, помимо этого налога, евреев заставляли платить еще чрезвычайный, который ежегодно увеличивался и достиг в 1703 г. 1.200 флоринов. В 1714 г. евреям было запрещено давать убежище иностранным евреям; при въезде в город евр. купец обязан был подробно ознакомить таможенную власть с тем, что он намеревался продавать; евреям запрещено было покупать и продавать по воскресным и другим праздничным дням. — 18 марта 1740 г. вышло новое законодательство ο евреях, остававшееся в силе до Великой революции.

Оно состояло в следующем: живущие в и Г. евреи могли и впредь оставаться в нем; те, которые находятся под защитой города, имеют право женить одного из своих сыновей, причем за женившимся остается право постоянного пребывания в Г. Другие члены семьи — безразлично мужчины или женщины, — вступая в брак, должны немедленно оставить пределы города под страхом уплаты штрафа в 20 марок. Однако если вступившим в брак родители обещали в качестве приданого содержание в течение известного времени, то они могут жить в доме родителей, пока не истечет срок обещанного им стола и полного содержания. Если y кого-либо женатый сын остался жить в Γ., то внук уже не может пользоваться правом пребывания в нем в случае женитьбы, хотя бы и был единственным членом семьи; лишь по смерти деда он может поселиться в Гагенау. Одновременно с этим законодательством должны были быть выработаны и нормы для обложения евреев. Последние жаловались на чрезмерные платежи, представители центральной власти сочувственно относились к этим жалобам, но Г., как свободный город, пользующийся старинными имперскими привилегиями, отрицал право вмешательства центрального правительства и собственной властью назначал размеры обложения. После долгих пререканий евреям в 1748 г. было предоставлено право составить список евреев Г. с указанием их имущественного состояния. Лишь 30 семейств должны были быть обложены, остальные пять были совершенно бедны; кроме того, раввин, его помощник, два кантора, их помощники, синагогальные служащие и три вдовы были также совершенно освобождены от платежей. Наиболее богатым, по указаниям самих евреев, был Аарон-Авраам Мох, обладавший 11 тыс. флоринов; все имущество евреев ими было оценено приблизительно в 65 тыс. флоринов. Евреи должны были платить ежегодно по 455 флоринов; однако город под тем или иным предлогом часто заставлял их платить гораздо больше, и еще в 1789 г. Веньямин Бернгейм должен был внести 2.000 ливров для того, чтобы его сыну, женившемуся на девушке из Г. же, было разрешено пребывать в городе. — Во время выборов в Генеральные штаты 1789 г. третье сословие Г. настаивало на необходимости обложить евреев податями, запретить составлять особую организацию (corps), жениться без разрешения провинциальных штатов и иметь своих синдиков и особые трибуналы. Кроме того, Г. предлагал целый ряд мер к ограничению торговли (запрещать продавать лошадей, рогатый скот, старые платья) и ссуды денег. В 1790 г. Г. перестал быть имперским городом, и история евреев, уравненных в правах со всеми французскими гражданами, мало чем отличается от истории других французских городов.

Религиозная организация. — Около середины 17 в. гагенауские евреи обратились к городским властям с просьбой разрешить им избрание раввина. Просьба эта была отклонена, и некто Левель, имевший право содержать в конторе приказчика, призвал раввина Мейера в 1660 г., который и жил в Г. под видом левельского приказчика. В 1665 г. была освящена синагога, a вскоре и Мейер был официально признан в должности раввина. Во время революционного террора 1794 г. раввину Гугенгейму было запрещено носить «звание, полное предрассудков», евреи не имели права собираться в синагогу для молитвы, и синагогальные ключи должны были быть переданы городским властям. Однако Гугенгейм не соглашался подчиниться революционным властям и, рискуя пойти на гильотину, продолжал отправлять свои обязанности, хотя, правда, богослужение происходило не в синагоге, a в частных домах, причем особые караульщики в момент приближения полиции должны были извещать молящихся об этой опасности. По введении во Франции консисториальной системы Г. вошел в Страсбургскую консисторию. Ограничительные по отношению к евреям меры Наполеона I применялись с особой строгостью в Г., как вообще во всех эльзасских городах. — Ср.: Jew. Enc., VI, 140; Reuss, Histoire d’Alsace au XVII siècle (во 2-м томе о евреях); Elie Scheid, Histoire des juifs de Hagenau pendant la période française, в Revue des études juives, VIII и X.

С. Л.

Современная община является административным центром 6 раввината Нижнего Эльзаса. В 1905 г. — 18.737 жит., 594 еврея. Общинный бюджет — 8.500 марок. Имеются 7 различных благотворит. учреждений. — Ср. Handb. jüdisch. Gemeindeverw., 1907.

5.6.