ПБЭ/ВТ/Аввакум (пророк)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

[85-86] АВВАКУМ (в греч. перев. LXX: Ἀμβακούμ, евр. Габаккук, по русскому простонародному произношению Абакум) — ветхозаветный пророк, восьмой из числа двенадцати «малых пророков». Небольшая по объему книга его (3 главы) содержит пророчество о нашествии халдеев на царство иудейское и о наказании Божием, которое постигнет самих халдеев за их нечестие. Начало книги носит, по-видимому, диалогическую форму: пророк обращается с вопросами к Господу, и Господь отвечает ему. «Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?» вопрошает пророк Господа; «суда правильного нет, так как нечестивый одолевает праведного» (1, 2—4). Господь возвещает пророку, что скоро наступит наказание за такое нечестие, и исполнителями этого наказания явятся халдеи, — „народ жестокий и необузданный“ (ст. 5—11). Пророк недоумевает, как праведный Господь попустит нечестивым «поглотить того, кто праведнее его», и высказывает надежду на то, что наказание будет только временным (ст. 12—17). Пророк с нетерпением ждет ответа от Господа, как страж на городской башне всматривается вдаль (2, 1). И Господь ответил пророку: «праведный своею верою жив будет», а нечестивцу, разоряющему [87-88] многие страны, проливающему кровь человеческую и надеющемуся на бессловесных идолов (т. е. халдейскому народу), провозглашается пятикратное «горе!» (ст. 2—20). В восхищении пред правосудием Божиим, пророк воспевает торжественную песнь (3 гл.), в которой изображает грозное явление Господа для суда и наказания нечестивых и для спасения народа Своего и помазанника Своего. Эта песнь Аввакума издревле понималась некоторыми отцами в иносказательном смысле, в смысле пророчества о «пришествии Спасителя и победе Его над смертию» (синопсис, приписываемый св. Афанасию). Она послужила образцом для многих церковных песней и в частности для четвертой песни канона; слова церковных ирмосов: «На Божественной стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами», «Услышах слух Твой и убояхся», «Из горы приосененныя чащи пришел еси воплощся» и др. заимствованы из 23 глав книги пророка Аввакума. По своему изложению книга эта принадлежит к перлам священной письменности как по глубине мыслей, так и по силе и красоте их выражения. Песнь Аввакума употреблялась, по-видимому, еще при ветхозаветном богослужении, подобно псалмам: на это указывают её надписания, общие с псалмами («молитва» 3,1, — так названы и первые 71 псалом, см. Пс. 71,20; «для пения» 3,1 — то же еврейское слово стоит и в Пс. 7,1: «плачевная песнь»; «начальнику хора» 3,19, — то же надписание имеют 55 псалмов; трижды в песни Аввакума встречается музыкальный термин selāh, столь обычный в Псалтыри).

Содержание книги св. пророка Аввакума даете возможность приблизительно определить и время его пророческой деятельности. Халдеи „ходят по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими им селениями“ (1,6), предстоящее «во дни ваши» нашествие их на Иудею изображается как «такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали» (1,5),— эти слова указывают на время, близкое к битве при Каркамисе (605 г. до Р. Х., 4-й год Иоакима Иер. 46,2), когда фараон Нехао, от которого раньше зависела Иудея, был разбит Навуходоносором. Вероятно, Аввакум пророчествовал в иудейском царстве не задолго до этой решительной битвы; может быть, его деятельность падает именно на последние годы царствования Манассии, когда прекратилось явное идолопоклонство народа израильского (ср. 2 Пар. 33,16), но были возможны злоупотребления, описанные в Авв. 1 гл.: если бы Аввакум пророчествовал во времена явного идолослужения евреев, он обличил бы его и не мог бы так возмущаться идолопоклонством язычников; с другой стороны, обличаемые им беззакония едва ли могли совершаться при благочестивых царях Езекии или Иосии. Ко времени Манассии относит пророческую деятельность Аввакума и еврейское предание (j. Sanh. 12; Seder olam Rabbâ 20). Других достоверных сведений о пророке Аввакуме не имеется. Правда, в книге de vita prophetarum, ложно приписываемой св. Епифанию Кипрскому, рассказывается, что пророк Аввакум был родом из селения Бетзохар в колене Симеоновом, при взятии Иерусалима Навуходоносором спасся бегством, а затем возвратился и жил в родном селении, откуда и был перенесен однажды ангелом в Вавилон с пищею для пророка Даииила, вверженного в ров львиный и т. д.; но этот рассказ не имеет никаких признаков достоверности. Нет оснований отожествлять пророка Аввакума с тем Аввакумом, который упоминается в рассказе о Виле и Драконе (Дан. 14,33—39), при чём нужно иметь в виду, что рассказ этот стоит вне библейского канона; замечательно, что в переводе LXX повествование о Виле и Драконе (14 гл. Дан.) носит особое надписание: «из пророчества Аввакума (Ἁμβακούμ, в сирском тексте Ἀβακούκ), сына Иисусова, из колена Левиина». И из последнего стиха книги Аввакума, где в еврейском тексте имеется выражение: «начальнику хора на гуслях моих», выводят, что [89-90] Аввакум был одним из левитов, участвовавших в музыкальных хорах при храме. Но в этих хорах, можно думать, участвовали не одни левиты (напр. Давид или Езекия, ср. также Ис. 38,20), а по переводу LXX в 3,19 Аввакум не называет гуслей «своими».

Несмотря на небольшой объем книги Аввакума, отрицательная критика находит возможным отметить в ней некоторые части, не принадлежащие будто бы Аввакуму. Одни подозревают подлинность 1,5—11 (Гизебрехт), другие — 2,9—20 (Штаде, Куенен, Корнилль) или 2,12—17.20 (Вельгаузен), третьи считают молитву Аввакума отдельным псалмом, случайно присоединенным к книге его пророчеств. Находят именно, что эти отделы не имеют внутренней связи с прочими частями книги. Но из обозрения содержания её видно, как последовательно раскрывается мысль и чувство пророка, и всякий беспристрастный читатель книги не найдет в ней поводов к сомнению в подлинности той или другой её части. Апостол Павел в своей речи в Антиохийской синагоге приводит Авв. 1,5, а в Рим. 1,17, Гал. 3,11 и Евр. 10,38 трижды ссылается на изречение Аввакума «праведный верою жив будет» — 2,4.

Толкования на книгу пр. Аввакума: Феодора Мопсуестийского у Миня Патр. гр. т. 66; Феодорита Кирского П. гр. 81; Кирилла Алекс. П. гр. 71—72, Иеронима М. П. лат. 25, Феофилакта Болг. М. П. гр. 126. Новые: L. Reinke, Der Prophet Habakuk, Brixen 1870; Ant. J. Baumgartner, Le prophète H., Leipzig 1885. Русские: Иринея, арх. Псковского, Толкование 12 мал. пророков ч. 5-я Спб. 1807; Ив. Смирнова, Москва, Палладия еп. Сарапульского, Вятка 1875. М. Г. в „Хр. Чт.“ 1867, II.

— В церковном житии Аввакума говорится, что он пророчествовал «о пленении Иерусалима и запустении церкви и о порабощении людей, и горько плакал», а также — «о возвращении людей из плена Вавилонского, о рождестве Христа и о прекращении Ветхозаветного Закона» (Мен. В., Прол., Чт.-Мин.). Скончался за два года до возвращения иудеев из плена Вавилонского, — пам. 2 дек., в Рим. Март. 15 янв.