Էջ:Հակահայկական խորհրդատվություններ (1912-1920թ․թ․).djvu/125

Վիքիդարանից՝ ազատ գրադարանից
Այս էջը սրբագրված է

Эти вопросы представляются существенно ценными и для русской государственности, вступившей теперь в новую эру своего существования, когда России придется вступать на путь решения сложнейших мировых задач, ведущих к уяснению величайшей проблемы о мире всего мира.

При решении этой проблемы многострадальному армянскому народу, частью безжалостно выброшенному из своего гнезда, должно принадлежать одно из первых мест. Он должен получить то, что дала ему его история и на что имеет право, согласно с развитием его гражданственности.

Русская власть и общественность всегда сочувственно относились к этим запросам армян и в настоящее время, несомненно, благожелательно отнесутся к тому, что выльется из души армянского съезда, как результат глубокого и верного понимания народных нужд и широких возможностей развития и укрепления Армении. В этом отношении съезд может оказать большую услугу России, если отметет от себя сор вредного политиканства, национальной узости и своекорыстности -отбросить авантюристские стремления к такому выходу из бед и затруднений, когда получается много красивых резолюций при полном отсутствии положительных и жизненных результатов. Много мы уже видели таких съездов, оставивших по себе горечь тяжелых воспоминаний и разочарований. Армянский съезд не может и не имеет права быть таким, ибо стоит перед таким глубоким, потрясающим страданием, слышит такие раздирающие вопли растерзанных семей, опозоренных женщин и заброшенных, осиротевших детей, что быть бесплодным мечтателем и фабрикантом беспочвенных резолюций съезд не решится.

Несомненно, некоторая доля мечтательности или, вернее, прозорливости, касающейся будущего Армении, неизбежна и необходима. Съезду придется внимательно сосредоточиться над тем, чем может быть Армения не только в ближайшем будущем, но и через десятки лет. В этом отношении армянским “лучшим людям”, явившимся на съезд, придется проявить всю ту глубину мудрости, которая посещает избранные Богом личности в момент глубочайших народных потрясений. Такой именно момент переживает армянский народ, и такой именно высоты настроения, неподкупности и величавой чистоты мысли требует нынешняя эпоха от представителей армян, русских и турецких, собравшихся на съезд.

От того, как они посмотрят на будущее Армении, во многом зависит и решение насущных, ближайших вопросов. Здесь именно они могут оказать бесценную услугу России, помогая ей выполнить одну из самых сложных государственных задач мудрого и справедливого устройства без вины виноватого и незаслуженно обиженного народа.

Судя по тому, что уже высказала армянская печать по поводу съезда, можно предположить, что главной его задачей будет устроение беженцев в связи с вопросами: финансовым, правовым, земельным и пр. Бог в помощь!

Рядом с этими вопросами почему-то на первый и даже первейший план выдвигается чисто- партийный вопрос, чтобы половина членов съезда была из числа представителей пребывающей у нас интеллигенции турецких армян: т.е. в значительной части из дашнакцаканов. Почему? Кому и для чего нужно эзарять заседания съезда багровыми вспышками партийной потерпимости? Ясно, что, не отрицая партийности, всюду неизбежной, съезд должен собрать людей, детально знающих беженские вопросы и подготовленных к их решению.