Էջ:Հակահայկական խորհրդատվություններ (1912-1920թ․թ․).djvu/134

Վիքիդարանից՝ ազատ գրադարանից
Այս էջը սրբագրված է

нас „наши маленькие союзники,,. Может быть общему мировому делу мы сейчас мало помогли, но пострадали мы как крупные союзники. Война захватила весь армянский народ и сначала для нас не было никаких надежд. Русское Правительство не желало осложнений и всячески старалось избежать войны с Турцией. Эта точка зрения соответствовала и нашим желаниям, т. к мы опасались погромов и резни. Но наши симпатии с начала войны были всецело на стороне держав согласия, т. к. во главе их стояла Россия, а о верности ей армян свидетельствует история. Вспомните преследования и турецкие войны, когда армяне встречали русские войска со звоном колоколов и духовенством в ризах. И в этой войне армянский народ всецело на стороне русского народа.Незадолго до турецкой войны между турецкими властями и армянскими почетными гражданами происходили частные совещания, на которых турки щедрыми обещаниями старались привлечь армян на свою сторону. Армянский народ, с чувством отвращения, отверг эти предложения. Началась война и начался приток добровольцев из Армении, Египта, Румынии, Болгарии, которые так хорошо знают Малую Азию, что оказали большие услуги русскому Правительству. Началась беспримерная резня и, говоря словами испанцев, нам оставалось только кричать устами наших ран. В беззаконной стране Турции уже веками раздаются стоны армян, но их душило лицемерие европейской дипломатии, Мы явились сюда в Петроград, чтобы нас услыхало русское Правительство, благородное русское общество и всегда неподкупная русская пресса,,.

Справедливость, право и свобода

Это не крик отчаяния. Конечно, это будет крик глубокой скорби когда мы затронем вопрос беженцев, судьба которых до сих пор не определилась; когда мы будем говорит о нерешенном положении десятков тысяч сирот; когда мы будем говорить о необходимости восстановить разоренное крестьянское хозяйство, на что потребуется сотни миллионов рублей. Армянство Турецкой Армении представляет собой глубокое море крови и слез; оно выбросило на берег трупы измученных армян. Но мы верим, что эта кровь и эти слезы будут присоединены к общему делу человеческих страдании и будут печальным и постыдным наследием истории нации и веков. Мы верим, что со дна подымутся новые ключи и, да воды заполнят пространство, с помощью великодушной России и держав Согласия, они выбросят на берег три жемчужины. Имя первой пусть будет справедливость. Когда люди говорят о справедливости с турецкими армянами они не смотрят им прямо в глаза, т. к. им стыдно за человеческое достоинство. Имя второй должно быт Право, которое должно заменить слепой и глухой по отношению к армянам шариат. Последняя жемчужина самая большая, которая должна покоится на двух первых,-это Свобода. Эту свободу наши братья заслужили и они получат ее с помощью держав Согласия, дело которых мы считаем священным, справедливым и нашим делом. Преклонимся перед памятью героев всех держав Согласия, которые пали в сражениях за это великое дело.

Другие речи

Эти речи и другие речи в том-же духе заслужили громкие аплодисменты. Армянский член Думы Папаажанов в конце обращения, в котором он выразил