Էջ:Հակահայկական խորհրդատվություններ (1912-1920թ․թ․).djvu/308

Վիքիդարանից՝ ազատ գրադարանից
Այս էջը սրբագրված է

3. Пути сообщения находятся в полном расстройстве, а с начатием крупных военных действий придут в еще большее расстройство; в результате - невозможность своевременного передвижения воинских частей, доставки провианта и оружия; в случае неудачи - отступления.

4. Продовольствие и финансы для армии и страны.

5. Продолжение войны осложнит и углубит внутреннюю анархию, кровавые бесчинства в тылу дезорганизуют и без того плохо организованный фронт; естественное побуждение быть у себя, когда собственная семья или родное село находится в опасности, разовьет массовое дезертирство.

6. Наличность двух фронтов — армянского и грузинского — может ввести в войну самые пагубные разногласия относительно распределения сил, оружия и провианта, средств сообщения, технических приспособлений и прочее; а также относительно момента окончания войны в зависимости от преследуемых целей; эти разногласия могут привести к тому, что единая война Закавказья фактически обратится в две отдельные войны — армяно-турецкую и грузино-турецкую. Это положение, само по себе пагубное, может стать совершенно невыносимым в связи с тем, какую ориентацию примет при этом третий, крупнейший элемент - Закавказское мусульманство и горцы Дагестана.

Каждое из указанных обстоятельств в отдельности вызывает серьезные сомнения и опасения. А совокупность их вселит убеждение, что война может кончиться только одним: неизбежным, быстрым и жестоким поражением.

С. В случае поражения, столь неизбежного, есть все основания опасаться следующего:

1. Брестский договор потеряет силу обязательства для Турции, а при заключении новых условий мира Турция может потребовать территории большей, чем две области, причем без всяких оговорок относительно самоопределения, а в безусловную собственность.

2. Если Турция и не заявит притезаний на новые территории, то — во всяком случае — наложит на Закавказье контрибуцию, а в обеспечение ее окупирует временно часть наших земель. Об этом турки говорили определенно.

3. Война с Турцией будет не просто войной, а и резней. Есть надежда, что в грузинских областях крупные бесчинства не будут допущены; но несомненно, что армянское население будет вырезано везде, где только настигнут их турки. Армянское население из Карса, Кагызмана, Ахалкалака, а затем из Александрополя и Эривани будет уходить, поскольку успеет, а оставшиеся будут истреблены. Сотни тысяч людей или погибнут в беспощадной резне или станут бездомными беженцами.

4. В ответ на войну может последовать также и беспощадное истребление остатков армян в Месопотамии и вообще — в Малой Азии, за исключением, может быть, Константинополя и нескольких других крупных пунктов. Об этом турки предупреждали нас весьма откровенно.

5. Военные неудачи и сопутствующие им осложнения вызовут полный раскол Закавказья; ни единства, ни сейма, ни краевого правительства иметь уже мы не будем. Пойдут раздоры, наступить междуусобица, край разобьется на враждующие между собой клочки, а в результате — разгромы, резня.

6. При таких обстоятельствах Турция по собственному йОчину или по вызову одной из сторон, придет водворять в крае порядок по примеру Германии, делающей тоже в южной России, с той только разницей, что у