Էջ:Yeghishe Charents, Collected works, vol. 6 (Եղիշե Չարենց, Երկերի ժողովածու, հատոր 6-րդ).djvu/353

Վիքիդարանից՝ ազատ գրադարանից
Այս էջը սրբագրված է

в русской культуре. Пушкин является бездонным океаном человеческого гения, в котором каждый человек, к какому бы слою общества он ни принадлежал, может почерпнуть духовную пищу. Пушкин был поэтом и для философа, и для писателя, и для рабочего, и крестьянина. Пушкин прост и понятен. Он синоним простоты в поэзии. Народ понимает Пушкина и любит его.

Что же касается значения Пушкина собственно для армянской поэзии, то эта тема неисчерпаема. Нет ни одного армянского поэта, начиная с XIX века—по сей день, который бы так или иначе не был воспитан на Пушкине и в творчестве которого не отражалось бы влияние великого поэта.

Величайшим поэтом Армении, который органически олицетворял многогранность и народность Пушкина, конечно, был Ованес Туманян. Имея образец народности поэзии в лице Пушкина, Ованес Туманян в свою очередь также стремился стать подлинно народным поэтом, выражая идеалы и чаяния своего народа. Сам Ованес Туманян многократно высказывался, что недосягаемым идеалом для него является поэзия Пушкина.

Являясь настоящим национальным и народным поэтом, Пушкин отразил и исторические, и политические, и бытовые стороны русской жизни и, самое главное, он отразил стремления своего народа к светлому будущему. Общечеловечность и гуманизм, присущие поэзии Пушкина, поднимают поэта над его эпохой на недосягаемую высоту. В этом отношении Ованес Туманян не мог, конечно, иметь другого идеала, кроме Пушкина.