Jump to content

Էջ:Թումանյանի ԵԼԺ հ7.djvu/407

Վիքիդարանից՝ ազատ գրադարանից
Այս էջը հաստատված է

Это, конечно, не единичные случаи, которые можно принести из армянской или грузинской истории. И это еще из жизни правителей князей и царей. А народ… Обыкновенно говорят, что народ мало виден в прошлом, в истории.

Нет, я думаю, он виден, он сказывается в тысячах форм и проявлений,—нужно только это уметь находить, подмечать и видеть.

Вот армянский народ, сгущенный в своем национальном эпосе—Давид Сасунеком.

И в этом эпохе добрые отношения и дружба между армянским народным героем, богатырем Давидом Сасунским и грузинским богатырем Георгием (по другому варианту Амдолом) особенно сильно подчеркиваются. Георгий предупреждает Давида о грозящей ему опасности, и Давид ему доверяет безусловно. Их мечи никогда не скрещиваются и исключительно ради любви и дружбы Давид прибывает в страну Георгия.

Вот вам всенародно высказанное мнение, поколениями скрепленная связь, на веки начертанный путь. Армянин ли, или грузин, если уклоняется от этого пути, изменяет духу своего племени.

К сожалению не так обстояло дело между армянами и татарами. Из того же армянского народного эпоса видно, что на Армению, опасность надвигалась всегда со стороны юга и востока и туда всегда направлялся меч Давида Сасунского для самозащиты. Из этого эпоса видно, что армяне и татары сводные братья, разные по религии и культуре, полные мрачных воспоминаний о постоянных столкновениях и вражде. Отсталые и темные, по свидетельству их собственных честных и объективных исследователей, тюрко-татарские племена всегда являлись покорными слугами своих вождей, которые водили их и продолжают водить на завоевание