Jump to content

Էջ:Mikael Nalbandian, vol. 3.djvu/313

Վիքիդարանից՝ ազատ գրադարանից
Այս էջը սրբագրված է

АРМЯНО-ГРЕГОРИАНСКАЯ ОБЩИНА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

Вопиющие беспорядки, с давних пор тяготевшие над армянами в Турции, при управлении народно-религиозными делами, были, после восточной войны, доведены до крайности главными их виновниками,—некоторыми, лишь по богатству известными, лицами. 

Эти люди, достигнув государственных должностей и будучи следовательно в тесных сношениях с влиятельными лицами турецкого правительства, присваивали себе право вмешиваться во все армянские дела, управлять оными непосредственно или через кон¬ стантинопольских армянских патриархов, и наконец при самой Порте играть роль представителей армянского народа.

Нет сомнения, что при таком порядке вещей, самовластие, в полном восточном смысле этого слова, имело не последнее место. Церковные и монастырские доходы, добровольные приношения равно как и расходы на все народные учреждения, не были подвержены никакому контролю. Училища, больницы и прочие бого¬ угодные заведения приходили в упадок, несмотря на постепенное с каждым годом увеличивание расходов. Но куда шли эти деньги и на что именно употреблялись,—этот вопрос был слишком деликатен; на него нельзя было отвечать прямо; это было сокровенной тайной вышесказанных лип, и народ не смел даже думать об отчетности.

Наконец, бедственное положение народа возбудило общее внимание армян и принудило их подумать о том, как избавиться от подобного порядка. Единственным средством к достижению этой цели, было признано осуществление Положения, о котором давно уже мечтало общество; Положением этим армяне надея¬