Էջ:The Architecture, Tom 1.djvu/36

Վիքիդարանից՝ ազատ գրադարանից
Այս էջը հաստատված է

Подавляющее большинство дореволюционных трудов Тораманяна падает на анийский период его деятельности (1904—1912 г.).

В 1907 году Тораманян выработал свои основные положения о развитии армянской архитектуры, опубликованные им в последующие годы.

В 1909 году он опубликовал на армянском и русском языках статью „Эчмиадзинский храм“, представляющую обзор древнейших форм Эчмиадзина и дальнейших их изменений. Статья эта на русском языке под заглавием „О древнейших формах Эчмиадзинского храма“ вышла в издании Восточного Отделения Императорского Русского Археологического Общества“.

В годы своего пребывания в Ани Тораманян произвел обследование и обмер архитектурных памятников не только в самом городе, но также в Артикском, Дузкендском, Талинском, Агинском районах и в других местах. Изученные им памятники он впоследствии использовал для своих исследовательских работ, но, к сожалению, огромное большинство этих обмеров погибло в 1919 г.

Частные периодические издания досоветского периода, выходившие на армянском языке, не имели возможности помещать специальные статьи, особенно научного характера, иллюстрированные нужным числом чертежей и фотографий. Обстоятельство это наложило свою печать на изданные работы Тораманяна, которые содержат в себе весьма мало чертежей и снимков.

Свои исследования Тораманян опубликовывал в журналах «Գեղարվեստ» (Искусство) Г. Левоняна и «Ազգագրական հանդես» (Этнографическое обозрение) Е. Лалаяна, а также в ежедневных газетах и других периодических изданиях. Ряд мелких своих статей он напечатал, например, в театральном журнале «Հուշարար» (Суфлер), редактором которого был А. Вруйр, один из товарищей Тораманяна по работе в Ани. Едва ли можно сомневаться в том, что издания этих статей в театральном журнале Тораманян добивался ценою уступок требованиям редактора (сокращение об’ема статей и количества иллюстраций, отказ от пользования специальными терминами, выбор общедоступных материалов). Из всего этого видно, с какими трудностями были сопряжены для Тораманяна его научно-исследовательские работы; если ценою личных лишений еще возможно было обеспечить выполнение исследовательских работ, то издание результатов исследований в соответствующем виде в этих условиях было совершенно исключено.

Предложения акад. Н. Я. Марра представлять отдельные научные статьи и исследования для помещения в изданиях Академии Наук и Русского Археологического Общества не удовлетворяли Тораманяна, стремившегося к обнародованию сразу всего накопленного долголетним трудом материала.

Вот почему предложение случайных лиц, не достаточно продумавших вопрос об ограждении авторских прав Тораманяна, объединиться для издания всех этих материалов с венским ученым проф. И. Стржиговским, увлекло горевшего понятным нетерпением Тораманяна. Перед мировой войной, 1914—1918 гг., проф. Стржиговский, приехавший в Армению, выразил пожелание издать вместе с Тораманяном большой труд об армянской архитектуре, задача которого заключалась в том, чтобы представить памятники в точных обмерах и показать важнейшие этапы развития зодчества в Армении в сопоставлении с европейскими образцами. Тораманян принял это предложение.

Для осуществления этого издания Тораманян повез в Вену многочисленные обмеры и фотоснимки, выполненные им лично, и затем возвратился обратно